Секрет Сократа: Как мудрец смог ужиться с ворчливой женой

Взаимоотношения с Сократом

im324-451px-Blommendae%2C_Reyer_Jacobsz._van_-_Xantippe_Dousing_Socrates_-_c._1655.jpg«Ксантиппа поливает Сократа», либо «Сократ, его две жены и Алкивиад»Рейер ван Бломмендаль, около 1655 года. Музей изобразительного искусства, Страсбург

Обстановка в семье Сократа и сварливый характер Ксантиппы стали «притчей во языцех» Древних Афин. Имя Ксантиппы стало нарицательным для сварливой жены. Современные учёные подчёркивают различие в характерах Сократа и Ксантиппы. Молодую и далёкую от философии женщину не могло радовать времяпрепровождение Сократа на улицах и площадях в беседах с учениками. Забота о детях и домашнем хозяйстве ложились исключительно на Ксантиппу. Это приводило к постоянным скандалам и оскорблениям, которые Сократ воспринимал с философским спокойствием. Для античных авторов взаимоотношения Ксантиппы и Сократа стали источником для многочисленных шуток, противопоставления философа и сварливой жены[6][7][8].

Младший современник Сократа Ксенофонт дважды упоминает скверный характер Ксантиппы. В главе «Воспоминаний», посвящённой разговору Сократа с сыном, Лампрокл даёт следующие характеристики матери: «никто не мог бы вынести ее тяжёлого характера», «она говорит такие вещи, что я готов всю жизнь отдать, только бы этого не слышать». В «Пире» Антисфен спрашивает: «Если таково твое мнение, Сократ, то как же ты не воспитываешь Ксантиппу, а живешь с женщиной, сварливее которой ни одной нет на свете, да, думаю, не было и не будет?». Характерно, что Сократ не спорит с учеником и не вступается за жену. Он, как бы оправдываясь, сравнивает себя с профессиональными наездниками. Тому, кто сможет справиться с непослушной лошадью будет легко справиться со всеми другими. Точно также и Сократ, научившись переносить Ксантиппу, чувствует себя легко и непринуждённо с другими людьми[9][7].

Позднеантичный автор Диоген Лаэртский (180—240) приводит несколько, получивших известность, анекдотов о Сократе и Ксантиппе. После очередной ссоры Ксантиппа окатила супруга водой. На это Сократ сказал: «У Ксантиппы сперва гром, а потом дождь». Ученик Сократа Алкивиад говорил учителю, что ругань Ксантиппы невыносима, на что тот ответил: «А я к ней привык, как к вечному скрипу колеса. Переносишь ведь ты гусиный гогот?». «Но от гусей я получаю яйца и птенцов к столу», — сказал Алкивиад. «А Ксантиппа рожает мне детей» — подытожил разговор Сократ[10].

Среди множества историй о взаимоотношениях Ксантиппы с супругом литературовед и филолог-классик доктор филологических наук М. Л. Гаспаров выделил ответ философа на брань относительно того, почему он не принимает подарки. «Если бы мы брали всё, что дают, нам бы ничего не давали, даже если бы мы просили». На упрёки о том, что люди видят их бедственное положение Сократ ответил: «Если люди разумные, то им всё равно; если неразумные, то нам всё равно». Когда Ксантиппа рассказывала мужу, что ей не в чем посетить праздничное шествие, Сократ подметил: «Видно, ты не так хочешь на людей посмотреть, как себя показать?»[11]

Истории о непростых отношениях Сократа с женой возникали не только в античности, но и в более поздних эпохах. Так, Сократу приписывают утверждение, что мужчине надо жениться. Если повезёт и жена будет хорошей — станет счастливым, не повезёт — философом[12]. Также ей могут приписывать слова первоначально описанного у Ксенофонта диалога Сократа с одним из учеников Аполлодором. В первоисточнике Аполлодор причитал, что Сократ осуждён несправедливо, на что тот улыбнулся и сказал: «А тебе, дорогой мой Аполлодор, приятнее было бы видеть, что я приговорён справедливо, чем несправедливо?»[6][13].

В античной литературе существовала устойчивая традиция приписывать Сократу вторую жену Мирто. О ней умалчивали младшие современники Сократа Платон и Ксенофонт, но писали Аристотель, Плутарх, Диоген Лаэртский и другие знаменитые философы и историки. В отличие от Ксантиппы в их сочинениях нет единства относительно роли Мирто в жизни Сократа. То ли философ взял её в свой дом из жалости, чтобы помочь в нужде, то ли выполнял какое-то постановление для улучшения деторождения в обескровленных Пелопоннесской войной Афинах. Этой женщине могли приписывать материнство Софрониска и Менексена. Наиболее анекдотичную историю о взаимоотношениях Ксантиппы и Мирто описал Аристоксен Тарентский. Две женщины вечно воевали друг с другом, а в перерывах могли объединиться и вдвоём наброситься на Сократа. Философ старался не вмешиваться в их ссоры, а только с улыбкой наблюдал за выяснением отношений[14][15].

Уважение к индивидуальности других людей

Одним из самых интересных аспектов жизни этого философа является то, что он никогда ничего не записывал. Несмотря на то, что все восхищались его идеями, Сократ был уверен, что передавать их следует исключительно с помощью бесед.

Философ считал, что каждый человек должен развивать свои собственные идеи. То есть, если бы он записывал свои мысли и соображения, то это могло бы повлиять на интеллектуальное формирование других людей.

Поэтому Сократ придумал другой способ обучения: он подолгу разговаривал с собеседниками, постоянно иронизируя и поддавая всё сомнениям. Таким образом, он учил их смотреть на вещи под разными углами зрения.

В астрономии и биологии

В честь Ксантиппы назван астероид(156) Ксантиппа (открыт 22 ноября 1875 года австрийским астрономом Иоганном Пализой в обсерватории Пула)[20], кратер на Венере (название утверждено Международным астрономическим союзом в 1991 году)[21]. Также именем жены Сократа в 1995 году назвали биологический вид Xanthippe из отряда клещей[22].

Чувство юмора

Сократ обладал потрясающим чувством юмора. Это нашло отражение в его анекдотах о Ксантиппе, его жене. Она была на 30 лет моложе и обладала очень непростым и вздорным характером.

Как-то Сократа спросили, почему он женился на ней. На что он ответил: «Это же просто чудесно – жениться на человеке с таким плохим характером. Это лучшая школа, как научиться уживаться с другими людьми».

Сократ и Ксантиппа

Когда Сократа приговорили к смертной казни, его жена Ксантиппа пришла к нему прощаться и заплакала. «Не плачь – мы все обречены на смерть», – сказал он ей. На что Ксантиппа возразила: «Но тебя осудили несправедливо!». И великий философ ответил: «Ты полагаешь, что эта ситуация была бы менее прискорбной, если бы меня осудили справедливо?»

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий