Описание картины «Алиса Ошеде в саду» — Клод Моне

ещё про дела новогодние

  Не везёт мне с загадыванием желаний в этом году! На Старый Новый год не загадала ничего и сегодня совсем забыла, что дата необычная и можно было загадать желание – особенно, как говорят, в 21 час!  Потому что сегодня 21 число, 21-й день 21-го года 21-го столетия!  Но я пропустила не только 21 час, но и 21-й день. У нас уже 22-е идёт вовсю.  А день прошёл неплохо. Ничего экстраординарного не случилось, но хорошее было. Иногда хорошее почти не отличается от обычного, но после него поднимается настроение. Незаметно.  Впрочем, и плохое тоже произошло, если звонок мошенников можно отнести к плохому. Я не попалась на их удочку, но сам факт, что им известно моё имя и что они мне позвонили, и уже не в первый раз, неприятен, конечно.  Что ещё? Покажу-ка я вам свои календари 21-го года!  Совершенно случайно они оказались связанными с Америкой, но это, и правда, чистая случайность. Хотя, случай это… Можете продолжить дальше сами.  Итак, в декабре, в каком-то ничем не примечательном рядовом Магните я наткнулась на прелестную картинку. Картинка показалась просто сказочной и она была из календаря. Полистала его – формат тот, что мне и надо: есть клетки, есть место для пометок. Купила. А уже дома разглядела, что художник американский, Томас Кинкейд, и что его картины есть чуть ли не в каждом двадцатом доме США – прочитала в интернете.  И сейчас, в январе, у меня такая милая картинка на кухне. Может быть, покажу потом и февральскую.Collapse )

Сара Терни считает, что к делу причастен её отец, но власти не спешат предъявлять ему обвинения.

Фото © Instagram / saraheturney

Сара Терни уже много лет пытается выяснить, что случилось с её старшей сестрой Алисой, которая бесследно исчезла в 2001 году. Она создала группу в Facebook, аккаунт в Instagram и блог Justice for Alissa. Она давала интервью СМИ и записывала подкасты, а также посетила CrimeCon — мероприятие для тех, кто интересуется нераскрытыми преступлениями. Теперь она ищет ответы с помощью видеоприложения TikTok, передаёт ELLE.

Я хотела бы привлечь молодую аудиторию, которая раньше не слышала о деле Алисы. В своих видео я стараюсь обходиться без предположений, опираясь исключительно на факты

image

Сёстры Терни. Фото © Instagram / saraheturney

В TikTok у Сары более 700 тысяч подписчиков. Почти все её ролики посвящены Алисе. В одном из них она вспоминает день, когда Алиса исчезла. Сара, которой в то время было 12 лет, обнаружила беспорядок в спальне сестры. На комоде остался сотовый телефон Алисы и записка о том, что она уехала в Калифорнию. Согласно первоначальной версии следствия, она сбежала из дома.

image

Алисса Терни. Фото © Instagram / saraheturney

Мама девочек умерла от рака, и они жили со своим отцом Майклом. Спустя семь лет после исчезновения Алисы полиция обнаружила в его доме тайник с самодельными взрывными устройствами и глушителями для огнестрельного оружия. В 2009 году Майкл дал интервью, в котором он обвинял правоохранителей в том, что они заминировали его дом, и отвергал предположения о своей причастности к исчезновению дочери. Спустя год Майкл признал себя виновным в незаконном владении взрывчаткой и отправился в тюрьму на семь лет.

Сёстры Терни. Фото © Instagram / saraheturney

Весной этого года Сара начала выкладывать в TikTok ролики о предполагаемой роли отца в исчезновении Алисы. Один из них набрал более трёх миллионов лайков. Он был записан 29 марта 1997 года. На видео Алиса говорит Саре, что их отец —извращенец. В другом ролике Сара включает запись разговора с отцом, сделанную через несколько месяцев после того, как он вышел из тюрьмы.

Во время нашей встречи я испытала гамму эмоций. Он отказался отвечать на мои вопросы об Алисе. Надеюсь, что обнародование этих записей заставит полицию допросить его

Сёстры Терни. Фото © Instagram / saraheturney

Дело Алисы до сих пор не закрыто, и Майкл — его единственный фигурант. В феврале 2019 года оно было передано окружному прокурору с просьбой предъявить отцу девочек обвинение в убийстве, но никаких решений так и не было принято. Сара надеется, что её посты в TikTok смогут сдвинуть расследование с мёртвой точки. Каждый вечер она просматривает свои социальные сети в поисках новых зацепок. Затем она изучает документы, касающиеся дела Алисы.

Я уже прочитала около трёх тысяч страниц материалов дела и просмотрела несколько сотен часов домашнего видео и интервью. И я не собираюсь останавливаться

WOW-news

Владелец дома нашёл на чердаке тайное жилище, похожее на печально известные “комнаты разочарования”

Подпишитесь на LIFE

Cherchez la femme — французская фраза, означающая в переводе на русский «Ищите женщину». Вошла она в нашу жизнь с лёгкой подачи Александра Дюма и означает, что причиной многих, в том числе и необъяснимых, поступков мужчин, как правило, являются женщины — спутницы жизни.

В случае с многоуважаемым монсеньором Клодом Моне (1840-1926) — великим французским импрессионистом —  можно смело утверждать, что теми самыми «фам», благо что не фаталь, были обе жены художника. Многие его поступки были продиктованы в первую очередь не любовью к искусству, а вполне земной любовью к двум женщинам в его жизни: Камилле Донсье (фр. Camille Doncieux, 1847 — 1879) и Алисе Райнго (фр. Angélique Émilie Alice Raingo, 1844 — 1911).

Камилла

Фрагмент работы Клода Моне «Дама с зонтом. Мадам Моне с сыном.», 1875 г.

Фрагмент работы Клода Моне «Дама с зонтом. Мадам Моне с сыном.», 1875 г.

О том, когда и как именно Моне познакомился со своей первой спутницей жизни — Камиллой Донсье — мало что известно. По мнению Фонда Моне {1} существует вероятность того, что Камиллу представил Клоду их общий друг, покровитель и художник — Фредерик Базиль (фр. Jean Frédéric Bazille, 1841— 1870), который погиб в начале прусско-французской войны 1870 года.

Похоже, что девушка была низкого происхождения и была вынуждена в довольно раннем возрасте зарабатывать самостоятельно на жизнь. 

Во многих случаях роль натурщицы, а тонкая, черноглазая красавица Камилла появляется в работах Моне уже в 1865 году {4}, подразумевала доступность и некую сексуальную раскрепощённость женщин этой профессии. Нередко натурщицами становились и путаны — широко распространённая практика в мире искусства.

Сохранившиеся левый и средний фрагмент работы «Завтрак на траве» Клода Моне 1865-1866г., для которой позировала Камилла — женские фигуры на полотне — и Фредерик Базиль — мужские фигуры в котелке.

Сохранившиеся левый и средний фрагмент работы «Завтрак на траве» Клода Моне 1865-1866г., для которой позировала Камилла — женские фигуры на полотне — и Фредерик Базиль — мужские фигуры в котелке.

Но случалось и наоборот, когда модели рано или поздно оказывались на дне общества и пускались на проституцию. В любом случае, если актрисы и танцовщицы имели хоть какой-то шанс стать куртизанками под крылом состоятельных покровителей, например, как в романе Эмиля Золя «Нана» или в романе Александра Дюма «Дама с камелиями», натурщицы были музами, многие из которых оказывались на дне без средств к существованию.

Фрагмент работы Эдуарда Мане «Нана», 1877г. Два года спустя после создания этой работы выходит одноимённый роман Эмиля Золя «Нана» о саморазрушительной куртизанке.

Фрагмент работы Эдуарда Мане «Нана», 1877г. Два года спустя после создания этой работы выходит одноимённый роман Эмиля Золя «Нана» о саморазрушительной куртизанке.

Горячо влюблённый Моне скрывал свою связь с Камиллой. Видимо, опасаясь гнева семьи? Ведь даже успех работы Моне «Дама в зелёном» на выставке французского «Салона» 1866 года, на которой изображена Камилла, не произвёл должного эффекта на отца Моне и тётушку Лекадр. 

Клод Моне, «Дама в зелёном», 1866

Клод Моне, «Дама в зелёном», 1866

Простолюдинка Камилла, которая, как знать, уже до Моне делила своё ложе с десятком других мужчин, была, по мнению семьи, не самой подходящей пассией для состоятельного буржуа и восходящей звезды мира искусства.

Когда год спустя Камилла ожидает своего первого ребёнка, совет папаши-Моне сыну звучит скорее как ультиматум. Отец требует от Клода бросить молодую женщину на произвол судьбы, если тот желает вернуться в лоно семьи — к сытой и обеспеченной жизни. Довольно распространённая практика буржуазных семей того времени по отношению к заблудшим сыновьям.

Непосредственно перед родами Моне действительно покидает бедную Камиллу, оставив на попечение друзей в Париже, и возвращается к отцу в Гавр, где прошли детство и юность художника. Однако, мало кто знает, что причиной такого решения стала сама Камилла. По свидетельству хрониста и автора Даниэля Вильдештайна в книге «Моне или Триумф импрессионизма»{2} Камилла умоляет возлюбленного вернуться к отцу, чтобы Клод мог в тайне от семьи поддерживать гражданскую жену и сына хоть какими-то средствами. В итоге первый сын Клода Моне — Жан — рождается без отца. И хотя в свидетельстве о рождении сердобольная Камилла указывает отцовство Клода Моне, документ так и остаётся без подписи мужчины.

Claude Monet: «Jean Monet Sleeping», 1867-68

Claude Monet: «Jean Monet Sleeping», 1867-68

Последующие три года проходят у молодой пары в скитаниях и лжи. Клод скрывает от семьи присутствие в его жизни Камиллы и Жана. Сначала он наведывается к своей гражданской семье тайно в Париж — об этом свидетельствуют портреты  младенца, написанные Моне с натуры. Потом художник увозит возлюбленную и сына из дорогостоящей столицы и квартирует в разных деревнях вблизи от своего места жительства, тайно наведываясь время от времени.

Claude Monet, «On the Bank of the Seine, Bennecourt», 1868, Oil on canvas, 81.5 x 100.7 cm, Art Institute of Chicago

Claude Monet, «On the Bank of the Seine, Bennecourt», 1868, Oil on canvas, 81.5 x 100.7 cm, Art Institute of Chicago

Подобное сожительство было вещью весьма распространённой в конце 19го века, но при этом лицемерно считалось порочным, и жёстко осуждалось обществом. Моне, по-прежнему находившийся в финансовой зависимости от семьи, как будто не мог себе позволить пойти против воли родных. А они настаивали на том, что хорошая репутация — надёжный старт в будущее. 

В те годы, когда Моне прятал Камиллу от всего света, падшую изгнанницу отказывались принимать у себя. Её сторонились. Женщина подвергалась критике и насмешкам при каждом удобном случае. И хотя успех «Дамы в зелёном» был ещё на слуху, Камилле приходилось слышать о себе высказывания вроде тех, что изысканное зелёное платье ещё не делает из неё дамы, и что, мол, даже улицу девушка переходит неуклюже. Н-да, не было у людей телевизоров и интернета, развлекались наблюдениями за пешеходами.

Когда в 1870 году Клод Моне объявляет отцу своё окончательное решение о женитьбе на Камилле Донсье, старик приходит в ярость и лишает сына и без того иссохшей со временем финансовой «подушки». Что повлияло на решение Моне официально оформить лишь почти 5 лет спустя отношения с любовницей?

Claude Monet, «Méditation. Madame Monet au canapé, Camille Doncieux», 1870

Claude Monet, «Méditation. Madame Monet au canapé, Camille Doncieux», 1870

Возможно, что надвигающаяся война. Но возможно и то, что семья Камиллы решила простить падшую дочь и поддержать финансово. Но только при условии, если та официально оформит свои отношения с любовником и отцом своего сына. Внук семьи Донсье нуждался в законном отце, а дочь в восстановлении утраченной чести. В итоге даже в свидетельстве о браке Камиллы и Клода адресом проживания девушки, как это и требовали моральные нормы того времени, был указан родительский дом.{2}

Однако «финансовая прививка» оказалась более чем скромной и спасла молодую чету Моне от бедствий лишь на короткое время. Камилла получила относительно маленькие проценты от своего приданного, полная сумма которого должна была перейти ей в руки только после смерти её небогатых родителей. Не помог здесь и брачный контракт между супругами, который освобождал Камиллу от обязанности уплачивать по закладным мужа.{2}

Claude Monet, «Beach in Trouville», 1870, The National Gallery, London

Claude Monet, «Beach in Trouville», 1870, The National Gallery, London

Вскоре после свадьбы Моне бежит в Лондон, чтобы не участвовать в бессмысленной войне между Пруссией и Францией 1870-1871 годов. И хотя Нормандия оказывается в стороне от военных событий, разрушивших в то время Париж, Камилла остаётся в очередной раз одна с ребёнком на руках и следует за мужем только некоторое время спустя, не забыв прихватить с собой в багаже несколько работ художника. В последствии им удаётся более менее удачно продать эти картины и даже завести выгодные знакомства в Лондоне, например, с известным парижским галеристом и торговцем предметами искусства — Полем Дюран-Рюэлем (фр. Paul Durand-Ruel, 1831-1922). Это помогает семье переждать время добровольно-вынужденного изгнания из Франции.

Paul Durand-Ruel in his gallery in 1910. Photography by Paul Marsan, known as Dornac. Durand-Ruel Archives.

Paul Durand-Ruel in his gallery in 1910. Photography by Paul Marsan, known as Dornac. Durand-Ruel Archives.

Пока молодая семья укрывается от войны в Англии, во Франции умирает отец Моне. Перед смертью он оставляет сыну малоприятный подарок, потому что незадолго до кончины женится на своей любовнице и признаёт незаконнорожденную дочь. Таким образом и без того истощённое наследство Моне оказывается ещё скромнее. Тем не менее, именно с этого момента у супругов начинается новый и как будто безмятежный отрезок жизни в провинциальном Аржантее. 

Claude Monet, «Springtime», 1872, sold to Paul Durand-Ruel for The Walters Art Museum in Baltimore.

Claude Monet, «Springtime», 1872, sold to Paul Durand-Ruel for The Walters Art Museum in Baltimore.

Там начинается золотое время как для молодой семьи, так и для творчества Моне. Маковые поля, летнее солнце, развевающиеся платья Камиллы, играющий в саду Жан — безмятежность и тепло считываются в каждом мазке.

Claude Monet «The Luncheon», 1873, Musée d’Orsay, Paris

Claude Monet «The Luncheon», 1873, Musée d’Orsay, Paris

К сожалению, Камилла и Клод по-прежнему довольно плохо распоряжаются деньгами. В Аржантее, при как будто скромном бюджете семьи, в их доме появляются кухарка и няня. В гости наведываются и многочисленные друзья, а любовь семьи к роскоши и экзотике загоняет их в дальнейшие расходы. Стоит ли удивляться, что уже через довольно короткое время Ренуар, который работает в это время вместе с Моне на пленэре, якобы уносит украдкой еду из родительского дома, чтобы у семьи Моне было хоть что-то на столе. {2}

Примерно в это волнительное и зыбкое время на горизонте появляется фигура Алисы Ошеде, урождённой Райнго, которой было суждено стать второй женой Моне. В то время Алиса Райнго состояла в браке с Эрнестом Ошеде, который на протяжении нескольких лет был ярым поклонником таланта Моне и его меценатом. Человеком он был сумасбродным и расточительным. За довольно короткое время после смерти отца — хранителя и накопителя состояния семьи Ошеде —  Эрнест умудряется потратить не только все деньги собственной семьи, но и достаточно обеспеченной жены Алисы. 

Фрагмент работы Клода Моне «The Turkeys», которую он написал в 1876 году в имении семьи Ошеде.

Фрагмент работы Клода Моне «The Turkeys», которую он написал в 1876 году в имении семьи Ошеде.

Существует мнение, что сын Алисы — Жан-Пьер, рождённый в 1877 году чуть ли ни в вагоне поезда — в бегстве от кредиторов мужа, причём незадолго до рождения второго сына Камиллы — Мишеля — мог бы быть и внебрачным сыном Клода Моне {2}. Дело в том, что около 9 месяцев до рождения Жан-Пьера муж Алисы —  Эрнест Ошеде —  уезжает в очередной раз в Париж, чтобы заверить кредиторов в своей платёжеспособности. Камилла остаётся в Аржантее, потому что маленький Жан как раз пошёл в школу, а Моне оказался на несколько месяцев наедине с Алисой в её родовом поместье. Судя по всему, именно тогда Алиса почувствовала разницу между целеустремлённым, трудолюбивым и обходительным Моне, и инфантильным и взбалмошным Эрнестом {2}. Но Алиса слыла светской дамой — утончённой и образованной. В те времена ставшая явной внебрачная связь приравнивалась для женщины из высокого общества с признанием себя падшей со всеми вытекающими. Вспомним Анну Каренину…

Claude Monet, «In the flower meadow», 1876

Claude Monet, «In the flower meadow», 1876

А дальше события развивались не только печально, но и странно. Камилла, которая так и не смогла толком оправиться после родов Мишеля, узнаёт о своей онкологии — раке матки — и в очередной раз меняет вслед за Моне место жительства. Их новой обителью становится небольшой дом в Ветёй, в котором женщина гаснет с каждым днём. Следом за четой Моне туда приезжает Алиса со всем своим выводком из уже шестерых детей и становится там единственной вменяемой хозяйкой в доме.

Claude Monet, «Vétheuil», 1879

Claude Monet, «Vétheuil», 1879

Ошеде и Моне якобы дружили семьями, но именно в то время Эрнест объявляет себя банкротом и покидает Алису с детьми — попросту бросает на Моне. С этого времени Алиса даёт уроки музыки, ведёт хозяйство, ухаживает за отрядом из восьмерых детей, двое из которых совсем маленькие — Жан-Пьер и Мишель, за самим Моне и за лежачей, умирающей Камиллой. В письмах родным Алиса сочувствует заболевшей и страдающей в нечеловеческих муках женщине и даже просит прощения за то, что желает Камилле скорой, но облегчительной смерти. Кстати, некоторые источники утверждают, что Камилла Моне умерла от чахотки — туберкулёза лёких. Ведь она всегда была такой хрупкой, печальной и бледной, а сама болезнь — куда более модной и, видимо, благородной, чем рак. 

Claude Monet, «Poppy Field near Vetheuil», 1879

Claude Monet, «Poppy Field near Vetheuil», 1879

Сложно представить, что творилось на душе у умирающей Камиллы. Что испытывала она? Ревность, ненависть, бессилие, боль, страх, отчаяние? Был ли Моне верен ей или уже тогда не мыслил своей жизни без Алисы? Или всё-таки Камилла испытывала благодарность за уверенность в будущем её детей и за достойный уход со стороны «новой хозяйки»? И каково при этом было Алисе? И каково же при этом было Моне?

Клод Моне, «Дорога в Ветёй», 1979г.

Клод Моне, «Дорога в Ветёй», 1979г.

Каждый справляется по-своему с потрясениями, которые приносит с собой смерть близких людей. Моне остаётся художником даже в горе и пишет усопшую Камиллу на смертном одре как печальную невесту, уснувшую после слёзной ночи. При этом сокрушается, что не уход любимой женщины заботит его в эти последние прощальные минуты, а то, как улетучиваются и меняются оттенки цветов на любимом, и уже покойном лице. {3}

источник

Оскар Клод Моне родился 14 ноября 1840 года в Париже. Когда мальчику было пять лет, семья переехала в Нормандию, в Гавр. Отец хотел, чтобы Клод стал бакалейщиком и продолжил семейное дело. Юность Моне, как он сам отмечал впоследствии, по существу, была юностью бродяги. Он проводил больше времени в воде и на скалах, чем в классе. Он развлекался, разрисовывая голубые обложки тетрадей, и использовал их для портретов своих учителей, сделанных в весьма непочтительной, карикатурной манере, и в этой забаве вскоре достиг совершенства. В пятнадцать лет Моне был известен всему Гавру как карикатурист. 

Моне объявил отцу, что желает стать художником и поедет учиться в Париж. Отец разрешил ему кратковременную поездку в Париж, для того, чтобы сын мог посоветоваться с другими художниками и побывать в Салоне, который должен был закрыться в июне. Перед отъездом Моне получил от некоторых любителей картин, посещавших Будена, рекомендательные письма к различным более или менее известным художникам.

Моне спросил Труайона и Можино, куда бы они рекомендовали ему поступить. Оба высказались за Кутюра, но Моне решил не слушаться их совета, потому что ему не понравились работы Кутюра. Вместо этого Моне посещал собрания в «Кабачке мучеников», где нашёл то, чего ему недоставало в Гавре: воодушевляющую компанию и оживлённые споры. По истечении двух месяцев Моне решил остаться в Париже на неопределённое время. Отец прекратил выплачивать ему содержание, и Моне был вынужден жить на свои сбережения, которые ему пересылала тётя.

В 1860 году Моне был призван в армию и попал в Алжир, но там он заболел брюшным тифом, финансовое вмешательство тётушки помогло художнику откупиться от воинской повинности, и он вернулся домой уже в 1861 году.

Моне поступил в университет на факультет искусств, но быстро разочаровался в царившем там подходе к живописи. Покинув учебное заведение, он вскоре поступил в студию живописи, которую организовал Шарль Глейр. В студии он познакомился с такими художниками, как Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Они были практически сверстниками, придерживались схожих взглядов на искусство и вскоре составили костяк группы импрессионистов.

Известность Моне принёс портрет Камиллы Донсье, написанный в 1866 году . Камилла стала женой художника. У них родилось двое сыновей: Жан и Мишель.

В 1883 году купил дом в Живерни. В 1892 году Моне женится во второй раз, на Алисе Ошеде. В 1893 году Моне вместе с Алисой уезжает в местечко Живерни в Верхней Нормандии, в 80 км к северо-западу от Парижа. Они прожили в браке 18 лет.

Клод Моне скончался 5 декабря 1926 года в Живерни в возрасте 86 лет. Последнюю картину он написал в 84 года.

WiKi Часть N2  

Скандальная известность уступила место настоящей славе. Репортеры толпами стекались в Живерни, а одна газета даже окрестила деревню «меккой импрессионизма»[30]. Но еще больше было художников — часто американских студентов, — питавших надежду, что им удастся (по словам одного журналиста) «уловить божественный проблеск» и в совершенстве овладеть «манерой Живерни»: искусством писать яркими красками с преобладанием пурпурной и зеленой гаммы[31]. Избранных представителей прессы Моне удостаивал интервью, но от нашествия племени молодых живописцев старался укрыться. Он решительно пресекал интерес любопытствующих американцев к своей персоне и среди газетчиков «прослыл свирепым дикарем»[32]. Отношения с американцами не стали лучше, когда в начале 1890-х годов сразу несколько визитеров посватались к дочерям Алисы. «Sacrebleu!» («Черт побери!») — воскликнул он, узнав, что некий Теодор Эрл Батлер попросил руки Сюзанны Ошеде. «Замуж за художника, — взывал он к Алисе в расчете на понимание, — какой кошмар!»[33] И более того, пригрозил, что сбежит из Живерни, чтобы расстроить свадьбу, которая все же состоялась, когда он наконец смирился с неизбежностью и сдался. Надо сказать, что его репутация мизантропа не отпугивала любопытных. Как-то раз к нему решилась подойти американка и попросила подарить ей на память кисть. «Честное слово, — жаловался потом Моне другу, — что за дурацкие идеи приходят людям в голову»[34].

Семейство Моне-Ошеде в Живерни, ок. 1892 г. По часовой стрелке от левого нижнего угла: Мишель Моне, Алиса Ошеде, Клод Моне (стоит), Жан-Пьер Ошеде, Марта Ошеде, Жан Моне, Жак Ошеде, Бланш Ошеде (на заднем плане), Жермена Ошеде, Сюзанна Ошеде

© Bridgeman Images

С популярностью настала и безбедная жизнь. Редкий состоятельный и заботящийся о своем статусе американец, путешествующий по Европе в поисках новых приобретений, способен был удержаться и не добавить к своей коллекции новую вещь Моне. В Нью-Йорке Луизин Хейвемайер, вдова «сахарного магната» и одного из первых американских покупателей Моне, украсила изысканно оформленные Луисом Комфортом Тиффани комнаты своего особняка на Восточной Шестьдесят шестой улице холстами художника. Берта Палмер, супруга чикагского миллионера, купила однажды двадцать пять работ Моне в течение одного года. Но даже эти коллекции не шли в сравнение с собранием торговца живописью Джеймса Ф. Саттона, основателя Американской ассоциации искусств, владевшего пятьюдесятью полотнами Моне.

За один лишь 1912 год доход Моне от продажи работ составил 369 тысяч франков — весьма солидная сумма, если учесть, что парижский рабочий в среднем получал 1000 франков в год, а знаменитый алмаз Хоупа на пару лет раньше продали за 400 тысяч франков[35]. Так что, как заметил завистливый гость, Моне «окружил себя полным комфортом»[36]. К 1905 году его коллекция авто стоила 32 тысячи франков. Через год она пополнилась еще одним автомобилем марки «Пежо» и новым четырехцилиндровым «мендельсоном» стоимостью 6 тысяч 600 франков[37]. Моне так любил скорость, что мэру Живерни пришлось огласить распоряжение, в котором автомобилям предписывалось проезжать по деревне «не быстрее лошади, бегущей рысью»[38]. Первый штраф за превышение скорости Моне выписали в 1904 году[39].

Помимо шофера, имение в Живерни обслуживали управляющий, кухарка, а также дюжая шестерка садовников, которые ухаживали за цветами, деревьями и прудом. Наряду с автомобилями у Моне было четыре лодки для речных прогулок. Гостей изумляли его «господские привычки»[40]. Ему нравилось красоваться, и Алиса — на которой он в 1892 году наконец женился и которая благодаря ему могла одеваться у Уорта — называла его le marquis, «маркиз»[41].

вернуться

30

Le Carnet de la semaine. Juillet 1, 1917.

вернуться

31

Modern Art. January 1897. О «манере Живерни» см.: Impressionist Giverny. P. 23.

вернуться

32

Le Temps. Juin 7, 1904.

вернуться

33

WL 1151.

вернуться

34

Guitry Sacha. If I Remember Right / Trans. Lewis Galantière. London: Methuen, 1935. P. 232.

вернуться

35

О доходах Моне см.: Wildenstein. Monet, or the Triumph of Impressionism. P. 399. О заработке парижского рабочего: Tucker Paul Hayes. Revolution in the Garden: Monet in the Twentieth Century // Tucker et al. Monet in the 20th Century. New Haven; CT; London: Yale University Press, 1998. P. 17. Note 7. P. 286.

вернуться

36

Brush and Pencil. March 1905.

вернуться

37

Revue Mensuelle du Touring-Club de France. Mai, Septembre 1906. Моне и его семье принадлежали несколько автомобилей марки «Панар», в одном экземпляре — «Мендельсон», «Морс», «Пежо», «Льон-пежо», «Пежо-торпедо», «Зедель», «Де Дион-бутон» и «Клеман-байяр».

вернуться

38

Le Temps. Juillet 19, 1901.

вернуться

39

WL 1736.

вернуться

40

L’Art et les artistes. Novembre 1905.

вернуться

41

Hoschedé. Claude Monet. Vol. 1. P. 37.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий